ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
ОГБОУ СПО «Корочанский сельскохозяйственный техникум»


1. Концепция программы


Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Но преподаватели нашего учебного заведения считают, что в цивилизованном мире одаренные дети и талантливые студенты существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали отход от ориентации на «среднего» студента, повышенный интерес к талантливым студентам, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого студента в процессе образования. Поэтому в работе с талантливой молодёжью, преподаватели выделяют несколько этапов:

1. Прежде всего, необходимо просто отыскать такую молодёжь. Разглядеть среди них несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому студент должен иметь права выбора того, какой дисциплиной заниматься углубленно, по какой дисциплине представлять учебное заведение на олимпиадах, творческих конкурсах.      

3. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению талантливых студентов, которые всегда жаждет чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, то они быстро потеряют интерес к дисциплинам. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других студентов. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность позволяющие выйти за рамки образовательной программы, значит, на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес студентов к дисциплине.

4. На следующем этапе надо развить в талантливом человеке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Студент должен не стеснятся показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и, не имеют аналогов.

При определении талантливых студентов опираемся на следующие ориентиры:

Условно можно выделить три категории талантливых студентов:

2. Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми студентами:

3. Цели и задачи работы с талантливыми студентами

Выявление талантливых студентов.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

Создание условий для оптимального развития талантливых студентов, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных студентов, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

4. Работа с талантливой молодёжью

Успешность работы с талантливой молодёжью во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в учебном заведении.

1 этап – аналитический – при выявлении талантливой молодёжи учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

Этот этап (в течение всего курса обучения) характеризуется тем, что молодежь охотно осваивает навыковое содержание учения под руководством преподавателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучащиюхся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый студент мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать внеурочное время на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:

2 этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с талантливыми студентами определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких студентов небезразличным.

На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько, насколько потребуется духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с талантливыми студентами наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штурмы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие талантливой молодежи и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система самостоятельной и внеурочной работы в техникуме. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам – игра.

 5. Условия успешной работы с талантливой молодёжью

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с талантливыми студентами.

Признание коллективом преподавателей и администрации техникума того, что реализация системы работы с талантливыми студентами является одним из приоритетных направлений техникума.

Включение в работу с талантливыми студентами в первую очередь преподавателей, педагогов дополнительного образования обладающих определенными качествами:

Преподаватель должен быть:

6.Формы работы с талантливыми студентами

Практическая часть.


Реализация программы ( 2010 – 2014 г.г.):

Всем студентам предоставляются равные условия для самореализации, но есть ряд студентов, которые выделяются более высокими интеллектуальными и творческими способностями. Они проявляют себя в одном или нескольких направлениях.

Преподаватель на основе психолого-педагогической диагностики и личных наблюдений выбирает несколько студентов, проявивших себя в ходе изучения истории или других дисциплин для индивидуального развития их способностей.